Малино́вский Бронислав Каспер (Malinowski) (1884-1942), английский этнограф и социолог, основатель функциональной школы в этнографии.
* * *
МАЛИНОВСКИЙ Бронислав Каспер - МАЛИНО́ВСКИЙ (Malinowski) Бронислав Каспер (7 апреля 1884, Краков - 16 мая 1942, Нью-Хэйвен, США), британский антрополог (см. АНТРОПОЛОГИЯ) и культуролог (см. КУЛЬТУРОЛОГИЯ), один из основателей современной антропологии (см. АНТРОПОЛОГИЯ) и так называемой школы функционализма (см. ФУНКЦИОНАЛИЗМ (в философии)).
Закончил Ягеллонский университет в Кракове в 1908, затем изучал психологию (см. ПСИХОЛОГИЯ) в Лейпциге до 1910, когда переехал в Лондон, где проводил изучение и анализ описаний жизни аборигенов (см. АБОРИГЕНЫ) Австралии. В 1914 начал собственные полевые исследования на Новой Гвинее. В 1916 в Лондонском университете защитил монографию на степень доктора естественных наук. С 1915 по 1918 проводит углубленные исследования культуры и общества папуасских племен (см. ПЛЕМЯ) островов Тробриан. Вначале вынужденный задержаться по политическим обстоятельствам, Малиновский затем использовал свое пребывание среди жителей для детального знакомства с их повседневной жизнью. В 1918-1924-х гг. живет преимущественно во Франции, с 1924 преподаватель, с 1927 - профессор в Лондонском университете. В 1930-е годы проводит исследования африканских племен и культуры Кении, в 1938 переезжает в США, преподает в Йельском университете (см. ЙЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ), изучает экономику и торговлю мексиканских крестьян.
Исходным пунктом в становлении взглядов Малиновского была оппозиция эволюционистским и диффузионистским теориям культуры, а также атомистическому изучению отдельных культурных черт вне целого. Испытав значительное влияние французской социологической школы, основной целью всего своего творчества он считал понимание механизма человеческой культуры, связей между психологическими процессами человека и социальной институцией, а также с биологическими основами общечеловеческих традиций и мышления. Разработанный Малиновским функциональный подход (см. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ) служит цели представить жизнь целостной системы культуры в виде функционирования механизма, исходя из рассмотрения функций, которые играют все отдельные части. Поскольку любая человеческая деятельность имеет целевой характер, она ориентирована в определенном направлении или выполняет определенную функцию, все, что составляет часть живой культуры - от продуктов производства до верований и обычаев - служит исполнению какой-либо задачи, и понять целое культуры значит понять функционирование каждой части в общей системе (принцип «универсальной функциональности»). Основной упор в рамках этого подхода делается не на определение отношений между различными культурами, а на открытие взаимосвязей и взаимозависимостей между институциями одной культуры.
Модель культуры Малиновский представил в виде схемы из четырех взаимосвязанных составляющих.
1) Внешние факторы, не входящие в состав культуры, но определяющие ее: биологические потребности (см. ПОТРЕБНОСТИ) человеческого организма, географическая среда (см. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА), человеческое окружение и раса; история и всевозможные контакты (см. КОНТАКТ) с внешним миром; исторический момент времени и пространства существования данной культуры.
2) Наиболее типичные ситуации в рамках цикла жизни человека, как они предстают в данной культуре. Определение их является вступительной частью функционального анализа.
3) Функциональные аспекты культуры: хозяйство, воспитание (см. ВОСПИТАНИЕ), политический уклад, право (см. ПРАВО (система норм)), магия (см. МАГИЯ) и религия (см. РЕЛИГИЯ), наука (см. НАУКА (сфера деятельности)), искусство (см. ИСКУССТВО (художественное творчество)), досуг (см. ДОСУГ) и рекреация (см. РЕКРЕАЦИЯ). Каждый функциональный аспект имеет трехслойную структуру: описательный, функциональный и идеологический слой, соответствующие иерархии (см. ИЕРАРХИЯ) экономической базы, социальных аспектов, культурных аспектов (религия, искусство и т.д.). Аспекты культуры отражают основные формы человеческой деятельности (см. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ), формы адаптации (см. АДАПТАЦИЯ (социальная)) человека к условиям окружающей среды (см. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА).
Аспекты объединяются в большие системы организованной деятельности людей, называемые институциями (группы людей, реализующих совместную деятельность, а также сами организованные системы человеческой деятельности). Важно, что верования и ценности, присущие данной группе и придающие ей определенный культурный смысл, отличны от объективной функции институции, от роли, которую она играет в целостной системе культуры.
4) Основные факторы (см. ФЕДЕРАЛИЗМ) культуры: материальный субстрат, социальная организация и язык (см. ЯЗЫК (естественный)). Факторы являются основными формами культуры, ибо играют особо важную роль в каждой культуре, проникая во все ее аспекты.
Движущей силой функционирования культуры Малиновский считает необходимость удовлетворения биологических потребностей (см. ПОТРЕБНОСТИ), которые у человека не могут быть удовлетворены чисто физиологическим способом, но лишь через аппарат культуры. Для объяснения того, как происходит переход от биологических потребностей к культурному поведению, Малиновский вводит понятие инструментальных жизненных последовательностей, в которых различает два типа побуждений: 1) инструментальное осуществление - определенная культурой ситуация; 2) акт потребления. По мере удовлетворения основных потребностей рождаются производные: потребность организации (см. ОРГАНИЗАЦИЯ), порядка и согласия. Процесс их удовлетворения обусловлен наличием языковой и культурной символики в человеческом обществе. Третий тип потребностей - интегративные, наиболее далекие от биологической природы человека, носящие исключительно человеческий характер и имеющие интеллектуальную, духовную и творческую природу: наука, религия, магия, этика (см. ЭТИКА) и мораль (см. МОРАЛЬ), искусство.
Малиновский не ставил задачу исчерпывающе описать всю целостность какой-либо культуры, а сосредотачивался на отдельных институциях или проблематике. Его работы содержат в себе разработки многочисленных теорий: теорию первобытного права, экономическую теорию обмена, теорию языка, теорию магии и религии, семьи и родства и др. Придавая большое значение сбору эмпирического материала в полевых условиях, Малиновский внес большой вклад в развитие методологических принципов полевого исследования.